«Есть в нашем времени нечто общее со временами первых христиан», — сказал на проповеди оптинский схиигумен Илий. И это общее не только в том, что ХХ век, как и первый восстал на Христа, обагрив землю кровью мучеников. Общее есть и в ином – сегодня мало тех, кто впитал в себя веру с молоком матери. Многие поздно пришли к Богу, и обрели его порой на краю погибели, испытав уже измученной душою весь ужас жизни без Бога и безумие богоборчества. Нет века более нищего и растленного духом, чем наш. И нет века, более благодарного Господу за обращение Савлов в Павлы» (из книги «Пасха красная», Нина Павлова).
Мы живем во времена, когда величественные и прекрасные вырастают на земле новые Божии храмы, возводятся монастыри. Сегодня мы можем свободно исповедовать свою веру, прославлять имя Бога. Но помнит история, помнит православное христианство темное, страшное время, когда имя Бога было под запретом, а все, что связано с религией было в поругании. Десятки, сотни тысяч новомучеников в 20-м веке прославили Бога своей стойкостью в вере и мученической смертью за Христа.
По другую сторону от них находились люди, которые в силу разных причин выступали в первых рядах гонителей на Церковь. Безверие, ожесточенность сердца, идея безбожия, а быть может, желание временной и суетной славы – чего было больше в душах и умах гонителей нельзя определить достоверно. Скорее, в этом Божием попущении среди множества причин, таится еще и урок на века.
В 1937 году в Кустанайской области был закрыт последний действующий православный храм, все храмы и молитвенные дома в нашей области были осквернены, разграблены, приспособлены под хозяйственные нужды или разрушены. До нас дошли имена нескольких человек, которые принимали активное участие в разрушениях и осквернениях церквей. Судьба каждого из них трагична…
Пресногорьковский храм
Из книги Винниченко С.Н «Пресногорьковская казачья линия».
Из воспоминаний И.С.Горшкова (┼ в 1994 г. в возрасте 86 лет): «Церковь разрушали в 1931-32 годах. Сбрасывали колокола, снимали кресты, растаскивали все, что было внутри…»
Лавринов Н.Г.: «Специалистом по погрому церквей был некто Давыдыч, житель села Камышловки, он сбросил кресты с Камышловской церкви, колокола с Пресногорьковской и Пресновской церквей, был большой любитель выпить и избить до полусмерти человека…» Этот погромщик храмов в конце концов свалился с купола и разбился насмерть…
Свято-Никольский собор в г.Костанае.
Воспоминания Жаровой Валентины Александровны: «…Мы ходили за хлебом, здесь была организация – почтовый ящик №1, там мы хлебом отоваривались. Туда приезжал мужчина на инвалидной коляске, весь бледный и изможденный. Вот на него всегда женщины показывали пальцем – «… снимал колокола с Никольского собора и смотрите в кого он превратился…». Этот мужчина участвовал в разрушении Никольского собора в 1937-1938 гг. и при снятии колоколов сорвался вниз и стал инвалидом…»
Анновский храм в п.Анновка Сарыкольского района
Отрывок из книги краеведа В. В. Стародуба: «Исторические, памятные, культурные места Сарыколя»: «…Церковь в Анновке сохраняла свой внешний вид до 1937 года. У властей просто не было средств и возможности снести купола. Технических средств не было, не находилось и людей, способных посягнуть на храм. Но годы безверия и беспамятства делали свое черное дело и, наконец, на многие годы остававшиеся без ответа призывы к людям сбросить крест с купола, нашелся исполнитель. Государственные мужи пообещали наградить его красными штанами и премией. История, как это ни странно, лучше сохраняет в памяти имена геростратов, чем благодетелей, проклятья ранят человека сильнее, чем врачует добро. До нас дошло имя анновского жителя, подпилившего и обрушившего крест на куполах, надо отдать должное этому сильному духом человеку, пусть даже в таком греховном деле, не будем же называть фамилию, достаточно имени Иосиф П.
Он долго готовился, отковал специальные скобы, подготовил пилу. В назначенное время у церкви собрался народ, взирая как Иосиф П., взобравшись на крышу храма, подошел к куполу и последовательно вбивая в деревянное основание купола скобы, поднимался на них как по лестнице к «луковице» — так называлось шарообразное основание креста, одновременно венчавшее купол.
Закрепившись на куполе, мельник принялся пилить крест. Деревянный брус, обработанный для долгого противостояния всем ветрам, значительного сечения сопротивлялся долго, но, в конце концов, под напором отточенного железа, накренился, в распил был забит клин, крен увеличился пока не наклонился настолько, что, увлекаемый тяжестью, верхушки упал вниз.
Все это время народ не «безмолвствовал», а посылал проклятия, предавал анафеме односельчанина, предрекая ему Божью кару.
Совпало ли, мистическое ли предназначение — сегодня сложно судить, но находясь в мельнице, Иосиф П. нанес невольный удар по руке. Причиненного по неосторожности действия на руку однако хватило, чтобы она стала сохнуть. Вначале немеющая, а затем все более непослушная рука причиняла большие неудобства в быту и работе, но до поры эту немощь удавалось скрывать от окружающих, пока однажды тайное не стало явным.
Верующие рассматривали случившееся как неотвратимое наказание за содеянное, мельник замкнулся, стал угрюм, неразговорчив. Болезнь все более его поражала, рука повисла как плеть, старушки, вспоминая совершенное им святотатство, при встрече предрекали еще большие мучения с продолжением их по ту сторону бытия, кипения в геенне огненной и другие страсти для наказания грешников.
Мельник стал исступленно молиться в надежде выпросить прощения, но болезнь прогрессировала и в физических мучениях и страшных духовных муках умер.
На похоронах были лишь близкие, народ их бойкотировал, еще больше уверившись в святости своей веры…»
Есть чудесные слова Серафима Саровского : … «… Если на вашу долю выпала честь строить Дом Божий, примите это как Великий Дар Творца, ибо Десница Господня касается того, кто строит храмы и многие грехи простит тому Господь …». Коснётся Десница Господа и каждого, кто будет разрушать и осквернять храмы. Праведное воздаяние настигнет его или на этом свете или в будущей жизни. Да хранит нас всех Господь!