You are currently viewing Не сегодня — завтра в Затобольском храме иконы Казанской Божией матери откроется… музей православия. Почему именно здесь и что в нём будет?

Не сегодня — завтра в Затобольском храме иконы Казанской Божией матери откроется… музей православия. Почему именно здесь и что в нём будет?

Неизвестная нам история
— Почти все, что было задумано, в музее уже есть, — говорит мне настоятель храма иерей отец Андрей. — Мы сидим в учебном классе воскресной школы, на столе детские поделки, на доске следы последнего урока. Но о школах попозже, их у храма две, а пока я просто боюсь не задать очень важный вопрос.
В самом деле, раз музей, значит, должны быть экспонаты. И они уже есть, под стеклом вдоль стен этого и соседнего классов, на стенах в виде старых потемневших икон, и даже между этажами. Там развешаны черно-белые фотографии храмов, вокруг которых когда-то жили кустанайские села. И огромный перечень утрат, имена церквей, которых не стало после революции.
Сколько их было? Вы не поверите, 152, почти что в каждом селе стояла своя. К семидесятым годам двадцатого века уцелевшие можно было пересчитать по пальцам одной руки. То, что построено и восстановлено в последние годы, это капля в море. При этом даже мысли не возникает, нужны ли они нам сегодня. В Новоалексеевке открывали небольшую часовню. Я видел, сколько людей собрало это событие и сколько вопросов было к батюшке.
А вот и ответ на мой вопрос, почему музей открывается в Затобольске. Так получилось, что в этом благом деле совпали три мотива. История православия на нашей земле стала темой дипломной работы отца Андрея в Екатеринбургской духовной семинарии. Со стороны Костанайской епархии ему же было назначено послушание поработать над этой, никем не изученной темой. Плюс интерес самого настоятеля к истории.
Хотите, считайте это счастливым совпадением, а если веруете, то Промыслом Божьим. Сам отец Андрей склоняется к последней версии и, по его словам, тому есть немало доказательств. Когда тема дипломной работы еще витала в воздухе, вся история была словно закрыта плотным занавесом. Не было ничего, кроме отдельных эпизодов, часто жутких, о гонениях на церковь. Но стоило копнуть поглубже, как занавес упал и кто-то словно стал выкладывать ему материалы для работы.
Героические, печальные, трагические истории, совершенно незнакомые нам, — я еще вплету их в свой рассказ. Пока же скажу, как это видится со стороны. Обычно, когда речь заходит о приходе религии в новые земли, чаще всего вспоминаются миссионеры, силой оружия насаждавшие веру. В нашем случае ни о чем подобном речи нет: и храмы, и служители в них были пожеланием народа, простых людей.
Сохранились только фотографии
И вот одна из таких историй, о том, как создавали в Кустанае женский монастырь Иверской иконы Божией матери. Она была подробно описана в газете «Оренбургские епархиальные ведомости» в 1896 году, я же перескажу её очень кратко. Начало монастырю положила скромная по средствам и числу будущих монахинь женская община. Еще летом 1887 года они просили архиепископа Макария благословить их почин. Владыка не отказал, но посетовал на нехватку средств и отсутствие земли под монастырь. Пожилые девицы, как называет их газета, несколько лет сеяли и продавали хлеб, шили одежду, собирали пожертвования.
И, как это часто бывает, не было бы счастья… Зимой 1892 года Кустанай настигла эпидемия. «В это тяжелое время, писала та же газета, — обитательницы общинного дома оказались самоотверженными сестрами милосердия: не стесняясь расстоянием в две-три версты и зимними степными вьюгами, они по сугробам, под пронзительным ветром, ежедневно из поселка ходили в город по больным с провизиею, раздачу которой поручало сестрам начальство, отгребали снег от хижин больных, ходили за ними»…
В благодарность за этот подвиг в 1894 году городские власти выделили землю под монастырь. Настоятельницей была избрана Елена Стефановна Бородина, казначеем Ксения Иосифовна Садчикова. В 1929 году монастырь был уничтожен, и тогда все монахини пошли работать медицинскими сестрами. Их расстреляли в 1937 году, за то что верили в Бога, а не в победу мировой революции.
Можно ли было найти в то время церковь, созданную на бюджетные, государственные деньги? Наверное, нет. Свято-Николаевский соборный храм во имя святителя и чудотворца
Николая, главный храм Кустаная, был построен на собранные народом средства. Его уничтожили в 1937 году вместе с бесценными фресками. Михайловский храм в народе называли купеческим (район нижней оптовки). Сгорел в 1929 году, подозревали поджог, но ни следствия, ни последствий не было.
Эти и множество других культовых сооружений сохранились на фотографиях, которые собрал в музее о. Андрей. Можно было бы пожать плечами и погоревать по поводу диких нравов времен революции. Если бы это варварство было ограничено только теми годами. Но ведь и в семидесятые годы нравы не стали мягче.
Поневоле вспомнишь о судьбе красивейшего деревянного храма, построенного первыми переселенцами в селе Александровка. Долгое время в церкви был клуб. А когда построили новый клуб, старушки пошли по начальству с просьбой вернуть им церковь. Эти их прошения дошли до областного начальства, и вызвали высочайший гнев: «Да вы что там, с ума посходили? Сровнять с землей!» Церковь раздирали на части тракторами и убили не с первой попытки.
Эти праздники остались с нами
Такая вот история православия, со дня сотворения области и до наших дней. Можно только поражаться стойкости верующих. Можно печалиться по поводу идеологии, которая противопоставила себя простым людям. Среди безвинно пострадавших были ведь не только священники, но и обыкновенные верующие. В музее можно увидеть анкеты арестованных и убийственные приговоры. И рядом почетные грамоты с профилями вождей, врученные… священникам за успехи в социалистическом соревновании. Поистине чуден мир, где такое возможно.
В память о тех недобрых временах третий год подряд отец Андрей водит крестный ход к месту расстрела невинных людей у поселка Новосёловка. Его предшественник в этом храме отец Виктор, который был хорошо знаком каждому просвещенному костанайцу, рассказывал о. Андрею, что именно там был найден пробитый пулей череп мужчины с длинными волосами. По его мнению, это был расстрелянный в 1937 году первый настоятель Затобольского храма Василий Иорданский. Его арестовали в ночь с 27 на 28 августа, а в конце октября, после пыток и издевательств, убили. Как это делалось, лучше не описывать, бумага не стерпит. Убивали не только чекисты, а все, на ком была форма и какое-то подобие погон. Включая пожарных. И, случалось, добивали просто поленьями.
Икону, принадлежавшую первому настоятелю, сумела уберечь верующая женщина и она снова нашла свое место в храме. Но оставим в прошлом эти жуткие события, обратимся же к светлым листам истории, ведь были там и праздники, и будничное служение народу. На стендах и в альбомах масса фотографий, на которых счастливые лица прихожан, праздники, которые в последние годы и мы все отмечаем, не боясь последствий. При каждом храме были приходские школы, в которых тысячи ребятишек открыли для себя грамоту.
А что же воскресные школы в Затобольском храме? Чему учат детей в них? И кто они, эти дети? «Первый урок, — отвечает о. Андрей, — всегда творчество. Детская фантазия создает массу любопытных поделок, можно уже выставку собирать. Второй урок — церковно-славянский язык и церковное пение. И третий — устройство мира, Закон Божий». А дети, их человек пятнадцать, это вполне обычные ребята. У каждого есть смартфон или планшет, и навыки интернета Но есть еще и ЭТО знание».
Религию принято считать частью культуры человечества. Значит, эти дети чуть выше своих сверстников, как бы ребячья элита. И конечно же мне интересно узнать, ходит ли кто во взрослую воскресную школу и чем там занимаются? На что о. Андрей отвечает, что там еще больше желающих, и тоже идут уроки, но, конечно, без рукоделия. Отбоя от желающих нет.
Такой вот получается музей и такие уроки. О прошлом, которое грех забывать. О настоящем времени, тоже непростом. И немного о будущем, в котором жить этим ребятишкам. Жаль, не попал сюда в воскресенье, не посмотрел, как и чем они тут занимаются. Ну, значит, будет еще повод приехать.
P.S. Как всегда, слова благодарности Арману Козыбаеву. Это в его портале «Костанай и костанайцы» нашлась выдержка из старой газеты, которая здесь и процитирована.

Источник: https://kstnews.kz/projects/kak_eto_bylo/item-54783

guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии